Анатомия постановки и контроля задач. Часть 2 — «Уровни делегирования»

Недавно я рассказывала вам о том, что входит в постановку задач и как выглядит процесс делегирования (Анатомия постановки и контроля задач. Часть 1). Казалось бы все, что нужно есть: исполнитель и постановка задачи. Бери и делай! Хотя, а как же «объем полномочий», которые нужно передать исполнителю для выполнения задачи.

И что же входит в этот «объем полномочий»? И чем один «объем» отличается от другого?

Посмотрим, что у нас есть:

  1. Исполнитель с его знаниями и навыками.
  2. Тимлид и его опыт совместной работы с исполнителем.
  3. Задача, для выполнения которой требуются определенные знания и навыки.

В зависимости от этих 3 составляющих и будет определяться «уровень делегирования», т.е. за что будет отвечать и какую степень свободы будет иметь исполнитель задачи, а что останется в зоне ответственности тимлида.

В этой статье я буду использовать свой конспект лекции Славы Панкратова «Постановка и контроль задач» из школы менеджеров «Стратоплан» и свой опыт.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Богатырь-662x1024.jpg

Всего выделяют 7 уровней делегирования. От 1 уровня до 7 уровня нарастает степень свободы в принятии решения со стороны исполнителя и снижается степень вовлеченности в работу над задачей со стороны тимлида.

Можно выделить следующие уровни делегирования:

  1. Делай как я тебе сказал
    • Тимлид выдает инструкции, что и как надо сделать,
    • Исполнитель только следует инструкции.
  2. Исследуй и я скажу как делать
    • Исполнитель исследует и собирает материал, необходимый для принятия решения по задаче.
    • Тимлид принимает решение о том, как задачу делать на основе материалов, представленных исполнителем.
    • Исполнитель получает небольшую степень свободы в части сбора материала, но у него все еще не достаточно навыков или знаний для самостоятельной проработки решения, поэтому при выполнении задачи он следует инструкциям тимлида.
  3. Исследуй и вместе решим
    • Исполнитель исследует и собирает материал, необходимый для принятия решения по задаче,
    • Исполнитель может предложить свои варианты. На этом уровне у исполнителя может не хватает знаний и навыков, чтобы верно обосновать свой выбор решения.
    • Тимлид и исполнитель обсуждают варианты решения задачи, вместе выбирают тот, который будет использоваться. Задача тимлида в процессе совместного обсуждения научить исполнителя аргументировать выбор решения и сравнивать разные варианты между собой.
    • Исполнитель делает задачу в соответствии с выбранным вариантом решения.
  4. Исследуй, анализируй, предложи и я решу
    • Исполнитель исследует и собирает материал по задаче.
    • Исполнитель анализирует собранный материал и предлагает варианты решения. На этом уровне исполнитель уже должен уметь сравнивать варианты решения между собой и выбирать тот вариант, который является оптимальным.
    • Тимлид контролирует выбор исполнителя, ответственность за выбранный способ решения все еще принадлежит ему.
    • Исполнитель выполняет задачу по выбранному варианту решения.
  5. Исследуй, анализируй, реши сам
    • Исполнитель сам выполняет путь от сбора материала до выбора варианта решения.
    • Исполнитель информирует тимлида о выбранном варианте решения до того, как приступает к работе. Тимлид уже не несет ответственность за выбранный исполнителем вариант решения, но все еще может скорректировать выбранный вариант при необходимости.
    • Исполнитель выполняет задачу.
  6. Сделай и проинформируй
    • Исполнитель сам выбирает решение для задачи и выполняет его.
    • Исполнитель информирует тимлида о результатах выполнения задачи.
  7. Делай сам.
    • Исполнитель полностью самостоятельно решает поставленную задачу.
    • Тимлид не контролирует исполнителя.

И так, у вас все также есть список задач, есть команда аналитиков. С какого уровня стоит начинать делегировать? Всегда ли это будет первый уровень?

Критерии для выбора уровня делегирования будут следующими:

  1. Исполнитель:
    • Это начинающий стажер или опытный аналитик?
    • У исполнителя есть знания и навыки для выполнения новой задачи?
  2. Тимлид:
    • Делал ли исполнитель подобные задачи раньше и вы видели результат?
  3. Задача:
    • Какие знания и навыки нужны для выполнения задачи?
    • Задача является критической, важной или это обычная рабочая задача?
    • Сколько времени выделяется на задачу? Иногда времени на работу над ошибками может просто не быть.

Посмотрим на примерах, как можно определять уровень делегирования.

Например, если в вашу команду пришел начинающий стажер-аналитик, с «нулевым» опытом работы, то начинать надо будет с уровня «Делай как я тебе сказал». При этом тимлид должен комментировать решение, поясняя почему было выбрано именно оно. Это поможет стажеру быстрее дорасти до следующего уровня.

Что делать с более опытными коллегами? Например, к вам в команду пришел очень опытный коллега, но раньше он никогда не работал в этой предметной области, у вас не было совместного опыта работы. Здесь можно начинать с уровня «Исследуй, предложи и я решу» или может быть даже с уровня «Исследуй, анализируй, реши сам» зависит от того, является ли задача критической или важной для проекта/ продукта.

Для того, чтобы избежать конфликтов на тему «Почему ты контролируешь решения, которые я предлагаю», лучше сразу пояснить, что выбранный уровень делегирования никак не связан с личными качествами человека. Стажеру необходимо наработать нужные знания и навыки. Опытному коллеге нужно сначала погрузиться в новую предметную область, в практики работы на данном проекте. А после успешного выполнения подобных задач, уровень делегирования будет повышен.

В процессе выполнения задачи на всех уровнях делегирования, кроме «делай сам», тимлид должен получать обратную связь о том, как движется работа исполнителя. И здесь есть тонкий момент. В процессе общения тимлида и исполнителя о статусе выполнения задачи не должен меняться уровень делегирования.

Например, тимлид определил для исполнителя уровень «Исследуй, анализируй, реши сам». В один прекрасный день тимлид спрашивает у исполнителя: «Как дела?» Исполнитель говорит, что никак не может придумать решение задачи и точка.

Что должен сделать тимлид, чтобы не решать задачу за исполнителя? Нет, не надо сразу говорить, как исполнителю надо решить задачу. Ведь тогда, понижается уровень делегирования для исполнителя и теперь уже тимлид несет ответственность за решение задачи. А ведь наверное, когда тимлид ставил задачу, то хотел, чтобы исполнитель проявил больше самостоятельности, подрос в профессиональном плане, а с тимлида снял груз решения подобных задач в будущем.

Ну и что тогда делать тимлиду? Сначала, надо уточнить, а какие варианты рассматривал исполнитель. Может быть задать наводящие вопросы или подсказать, какой материал можно изучить исполнителю. Главное, чтобы исполнитель сам дошел до решения задачи.

В крайнем случае, можно и уровень делегирования понизить в следующих случаях:

  1. Видно, что исполнитель не может выполнить задачу на этом уровне.
  2. Времени на корректировку решения больше нет.

Если уровень делегирования понижается, то обязательно надо с исполнителем это проговорить явно. Объяснить какой у него теперь будет уровень делегирования и почему это произошло и выделить время на работу над ошибками.

Мы обсудили важные составляющие для постановки задач:

  1. Что входит в постановку задач и как выглядит процесс делегированияv (Анатомия постановки и контроля задач. Часть 1).
  2. Какие бывают уровни полномочий и как определить нужный уровень для исполнителя.

Осталось самое важное — контроль исполнения. О вариантах контроля работы исполнителя я расскажу в следующей статье.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.